Ульяновские умники и умницы. Первый шаг на пути в МГИМО

Уже три года в Ульяновской области действует федеральная программа телевизионной гуманитарной олимпиады «Умники и умницы», победитель которой становится студентом МГИМО без экзаменов. Победители регионального этапа становятся участниками всероссийской олимпиады, которая проходит в Москве. Уже два года наши умники и умницы покоряют своими знаниями один из ведущих вузов страны, и — нужно заметить — не безрезультатно.

В 2016 году поиски «умниц» продолжились: отборочный этап олимпиады состоялся 27 февраля в УлГПУ. Испытания этого этапа заключались в написании эссе на тему «Значение истории в жизни человека» и собеседовании с преподавателями университета. Из 120 десятиклассников данный этап успешно прошли 59, которые были приглашены на четвертьфинал, запланированный на 12-19 марта на базе ДООЦ «Юность». Среди этих счастливчиков оказалась и я, поэтому без прикрас расскажу вам о том, каково же это — оказаться не просто зрителем, а участником (агонистом) игры «Умники и умницы».

ЧЕТВЕРТЬФИНАЛ (13-16 марта)

Пролог

Тема игр: «Василий Осипович Ключевский и его эпоха». В списке рекомендуемой к прочтению литературы — 14 книг, среди которых 9-томный «Курс русской истории». И чуть больше недели на подготовку. Все это уже за плечами, в ближайшие дни мы узнаем, кому же из нас улыбнется удача побороться за место в МГИМО уже в Москве.

На календаре 13 марта, в зале взволнованные голоса игроков-теоретиков, а в соседнем кабинете первые агонисты готовят тексты своих выступлений для «Конкурса красноречия». Еще вчера нас рандомно разделили на «тройки» игроков. Многие вздохнули облегченно, когда не увидели себя в списке игроков первого дня. «Ох, и страшно же тем ребятам, которым «повезло» начинать игры четвертьфинала». - так думали мы, пока не поняли, что им на самом деле повезло — первые вопросы были самими простыми за весь четверть- и полуфинал.

Но вот — ведущий, которым является Антон Никитин — репортер ВГТРК «Волга», заходит в зал, голоса замолкают, включается камера, напряжение нарастает. Участников приветствует жюри (ареопаг), в состав которого входят преподаватели УлГПУ, а именно: Целовальникова Ирина Ивановна, доцент кафедры истории; Артамонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой русского языка, литературы и журналистики; Кобзев Александр Викторович, доцент кафедры истории.

Они напоминают нам правила игры. Каждая игра (агон) длится 45 минут, состоит из трех частей: пролога, включающего в себя «Конкурс красноречия» и «Конкурс русского языка», основной игры и эпилога, когда победитель игры уже известен и ведущий задает вопросы теоретикам. За каждый верный ответ на дорожке и в зале дается орден (1 балл) или медаль (0,5 балла), в зависимости от полноты ответа. Если участник проиграл в своем агоне, у него есть шанс пройти в полуфинал по рейтингу, который складывается в результате подсчета орденов всех участников. Для теоретиков в полуфинале 7 мест, но в том случае, если на дорожке в каких-то играх не будет победителей, эти места предназначены теоретикам.

Конечно же, все участники знают правила «от и до», поэтому нам хочется скорее приступить к игре.

И вот — тот самый момент. Начинается самое интересное. Первый агон.

...Первый, второй, третий, четвертый. За день было сыграно четыре агона и выявлено два победителя — две игры были без них, то есть, у теоретиков появилось больше шансов пройти в полуфинал по орденам. Однако и в зале большая конкуренция — уже появились явные лидеры, имена которых мы слышим чаще своих. Например, Сергей Разумов из лицея №20, который отвечает на большинство вопросов игр.

Вообще, многие ребята готовы на «отлично», так что конкуренция велика. Так ли хорошо подготовилась я? Что ж, это узнаю уже завтра — моя игра в первой тройке дня!

Когда стоишь на дорожке

На следующий день запланировано целых шесть игр! Но меня это пугает не так как то, что я играю в первом агоне.

За пятнадцать минут до начала игры я и мои соперники в отдельной аудитории уже готовили речь для «Конкурса красноречия». Пятнадцать минут для написания, и всего 40 секунд для того, чтобы выступить с ней перед ареопагом.

Вот мы уже стоим напротив него, колени подкашиваются, слова речи вспоминаются с трудом, но все же вспоминаются. Все взгляды устремлены на агонистов, 20 секунд назад написан «Конкурс русского языка», по моему мнению, не очень сложный — нужно было всего лишь вставить пропущенные буквы в слова. Сейчас — время «Конкурса красноречия». Две минуты — и ареопаг уже объявляет места, которые присвоены каждому из агонистов. Я не верю своим ушам — первое место у меня! Выбираю желтую дорожку, на ней три вопроса, на один из них можно дать неправильный ответ. Вопрос для меня— и то самое «право на ошибку». Если и следующий ответ будет неверным, я проиграю. Второй этап. Девочка на зеленой дорожке отвечает верно. Мой вопрос — и я знаю ответ. Слышу слова ареопага: «Это орден!» и перехожу в cледующий этап. В этот момент я понимаю, что такое «игра ради игры», а не ради победы. Уже просто интересно — повезет ли мне с выбранной категорией и вопросом, который в ней скрывается. И следующий мой ответ оказывается правильным! Я победила и прошла в полуфинал. Конечно, я рада, но понимаю, что впереди — самое трудное.

Эпилог

И вот, прошли напряженные дни четвертьфинальных игр. Определились 12 счастливчиков, победивших на дорожках и прошедших в полуфинал. Освободилось еще 8 мест для теоретиков. А между ними разразилась нешуточная борьба: у кого-то по 16 орденов, у кого-то по 13, а кто-то не получил ни одного.

Но вот и подведение итогов. Конечно же, отметили обладателя самого большого количества орденов — Мязина Сергея, учащегося гимназии №1. На 3 ордена меньше набрала Карцева Евгения из гимназии №33. В итоге в полуфинал из теоретиков прошло 15 человек, среди которых были набравшие и 16 орденов, и 2.

После объявления результатов я поговорила с участниками олимпиады об их победах и проигрышах.

Ева Обушинская, гимназия №1:

«Несмотря на то, что я не выиграла на дорожке, я старалась чаще отвечать в качестве теоретика, тем самым набрала 9 орденов, и прошла в полуфинал благодаря им. Я боролась со своим волнением и каждый новый орден был для меня маленькой победой над собой».

Виктория Польшакова, МБОУ СОШ №45:

«Я проиграла в четвертьфинале и, к сожалению, не прошла в полуфинал. Но я не отчаиваюсь: по моему мнению, участие в олимпиаде такого уровня — уже победа. Я познакомилась с большим количеством умных и интересных ребят, в полуфинале буду за них болеть».

Что ж, возможно, что в следующий раз удача улыбнется тому, у кого наименьшее количество баллов, и он победит на дорожке? Это мы узнаем совсем скоро, ведь уже завтра начинаются игры полуфинала.

ПОЛУФИНАЛ (17-18 марта)

В полуфинале оценка участников стала строже - это мы заметили с первой игры. Тем волнительнее мне было играть в следующей тройке.

Проигрыш в прологе, но та же желтая дорожка. Первый вопрос — не знаю ответа, второй — отвечаю совсем не то. Только после игры понимаю, что знала ответ. Однако я уже проиграла, поэтому нужно постараться пройти в финал по орденам.

Но не получилось. Да, я в финале, как и все 27 человек, которые стали участниками полуфинала, но только в качестве теоретика. За место на дорожке я борьбу проиграла, и почему-то не расстроена. Главное — те эмоции, которые я пережила за эти 7 дней, те люди, с которыми я познакомилась. А они действительно невероятные.

После полуфинала мне удалось задать вопрос председателю ареопага — Целовальниковой Ирине Ивановне по поводу ее впечатлений от игр. Вот, что она рассказала:

«Мне очень понравилось то, как проходили игры. Мне понравилось то, как отвечали ребята, то, как они переживали друг за друга. А уж как переживали мы, члены ареопага! Знали бы вы, что происходило в наших мыслях в момент ваших ответов. Иногда кажется — не знает, не ответит, а он берет и отвечает. Вы все большие молодцы!»

И, конечно же, я спешу поделиться с вами именами тех 9 ребят, которые будут выступать на дорожках в финале олимпиады: Окольнова Мария (МОУ СОШ с. Новая Бекшанка), Садовникова Арина (Лингвистическая гимназия), Артемьева Анастасия (Мариинская гимназия), Закирова Диана (Цильнинская СОШ), Ганина Ирина (Лингвистическая гимназия), Карцева Евгения (Гимназия № 33), Разумов Сергей (лицей № 20), Герус Александр (Гимназия № 1), Мязин Сергей (Гимназия № 1).

Кто-то из них совсем скоро будет представлять нашу область на всероссийском этапе олимпиады. Пожелаем финалистам удачи!

 

ШИФР РАБОТЫ: 1С01