Испытано на себе: воркшоп

Многие люди, которые не связаны своей деятельностью с искусством, задаются вопросом: «Что такое воркшоп?» По сути, это понятие — синоним мастер-класса, но с другой стороны — цели воркшопов и мастер-классов разные.

Если задать вопрос в Google Academy: «Что такое воркшоп?» — то, к примеру, Е.И.Канивец и Л.Н.Онипченко определяют его как «мастерскую, интенсивное учебное мероприятие, на котором учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе». Генеральный директор Фонда «Изоляция. Платформа культурных инициатив» Пако Де Блас трактует понятие воркшоп по-своему: «Воркшоп — это практическое занятие, которое помогает научить обычных людей творить в необычных видах искусства».

Впервые с термином «воркшоп» я столкнулась случайно — узнала, что в «Изоляции», более известной просто как музей современных искусств, будет проходить зимняя ярмарка и «интерактивные воркшопы». Мне вручили буклет с перечнем будущих мероприятий, и я узнала, что среди всего прочего будет проводится воркшоп от IZOLAB (творческой лаборатории) под названием «Восстание макаронных монстров». Мое любопытство не дало мне ни единого шанса пропустить такое.

В IZOLAB, как только туда приходишь, появляется чувство, что оказался где-то не там. И это «где-то» — лаборатория с настоящими учеными, которые в данный момент разрабатывают что-то несомненно важное. Я уже хотела уходить и искать то место, где будет проходить «Восстание макаронных монстров», но тут меня поймал Константин Леоненко — руководитель мастер-классов — дал в руки пистолет с жидким клеем, усадил за стол со всеми остальными «настоящими учеными» и, щедро насыпав несколько видов макарон, посмотрел на меня, мол: «Твори!»

Задача была поставлена, как мне изначально показалось, легкая — склеить из макарон любую конструкцию, которая при помощи маленького двигателя поворачивается на 90 градусов, перемещая тем самым легкий мячик из одного конца картонки в другой.

Особенностью воркшопа при этом было следующее правило: никаких объяснений участникам, как решить поставленную задачу, вроде: «Вы там что-то делайте, я вам по ходу подскажу».

Что делать человеку, который не знает, что ему делать? Правильно, смотреть, что делают остальные. Опоздала я всего минут на двадцать, поэтому никто толком еще ничего не сделал, но все усердно клеили разные мосты, квадраты, треугольники. И я поняла, что мне нужно делать: клеить.

Вот, первая башенка из круглых макаронин готова. Кривая, конечно, зато я разобралась, как работать с клей-пистолетом. И тут появилась новая проблема: что же мне делать с полученной конструкцией?

Куча идей, которые неизвестно как выполнить, горячий клей на пальцах, медленно застывающий и стягивающий кожу, чувство абсолютной беспомощности — все что-то делают, а я клею. Бесцельно.

Когда Константин спрашивает (в пятый раз) о причине моего печального вида, старательно улыбаюсь: «Я думаю!». И снова закрываю глаза, вдыхаю запах горячего клея и...

Идея пришла внезапно. Маленькая машина с длинной ручкой. Азарт, обжигающий клей на пальцах, постоянно ломающиеся макароны и падающий мячик. Неустойчивое сооружение, ошметки клея, а только посмотришь на других — тошно становится.

Очнулась я только через четыре часа после начала воркшопа, когда поняла, что все готово. Криво, косо, но оно работает! И тут наконец-то появилась довольная улыбка на лице — я смогла! Это мой собственный механизм из макарон, клея и махонького двигателя.

Воркшопы — необыкновенное занятие. Это удивительный опыт, который вы добываете сами — своими руками-ногами-мозгами. Поэтому скажу честно — если вы услышите, что где-то проводится какой-либо воркшоп — бегите туда! Вам обязательно понравится.

ШИФР РАБОТЫ: 1Ш02